Гитара и Россия
Основные ступени развития гитары и игры на ней в России были такими же, как и западноевропейские. Первыми музыкальными и, что немаловажно, любимейшими инструментами фактически общеславянского происхождения были народные гусли, а также кифара, которые сопровождали и праздники, и гуляния, и военные походы.
Гитара была первоначально четырехструнной. При императрице Елизавете появилась итальянская сестра – пятиструнная гитара, к ней прилагались специально для домашнего исполнения издававшиеся журналы.
Конец восемнадцатого века – появление шестиструнной гитары, которая быстро завоевала всеобщую симпатию русского народа. На этом виде гитары играют практически во всех домах, аристократов и незнатных людей. И именно с этой гитарой связано появление Школ игры. Самой старой школой является труд фон Гельда, изданный на двух языках. Петербургский педагог и композитор Гальяни издает «Этюды», «Четыре сонаты», предназначенные для дуэта гитары и фортепиано. Увлечение гитарой просматривается и в таком труде, как «Концерт», предназначенный для шестиструнной гитары с оркестром. Это время появления первых виртуозов, покорявших слух игрой на гитаре – М.Т. Высотского, Н.П. Макарова, С.Д. Соколовского. Появляются на заре 19 века в столице и Нижнем Новгороде и первые заведения, называвшиеся «музыкальными академиями», где и юноши, и наравне с ними женский слабый пол, обучался игре на модном инструменте.
Есть мнение о том, что первооткрывателем в России «семиструнной подруги» стал человек по имени Андрей Сихра, который был большим мастером игры на гитаре, начинал он с игры на популярной в то время шестиструнке. Исторические источники свидетельствовали против Сихры, говоря уже о существовании аналоговых гитар в Польше и Германии, а также и во Франции. Соль-мажорный ее строй – опять-таки не изобретение русского гитариста и композитора. Но именно игра на этом виде гитары и ее звучание пришлось по душе русским людям.
Гитара была особым искусством в музицировании, интерес к ней, то вспыхивал, то угасал, но до сих пор она жива и ее трели, как никакой другой инструмент, могут заставить русского человека пуститься в пляс и всплакнуть.