Лады
Источником звука в гитаре являются колебания натянутых струн. Высота извлекаемого звука определяется силой натяжения струны, длиной колеблющейся части и толщиной самой струны. Зависимость здесь такая — чем тоньше струна, чем короче и чем сильнее натянута — тем выше она звучит.
Основной способ управления высотой звука при игре на гитаре — это изменение длины колеблющейся части струны. Гитарист прижимает струну к грифу, вызывая сокращение рабочей части струны и повышение издаваемого струной тона (рабочей частью струны в данном случае будет являться часть струны от нижнего порожка до пальца гитариста). Сокращение длины струны вдвое вызывает повышение тона на октаву.
В современной западной музыке используется равномерно темперированный звукоряд. Для облегчения игры в таком звукоряде в гитаре используются т. н. «лады». Лад — это отрезок грифа с длиной, вызывающей повышение звука струны на один полутон. На границе ладов в грифе укрепляются металлические ладовые порожки. При наличии ладовых порожков изменение длины струны и, соответственно, высоты звука, становится возможным только дискретным образом.
Расстояние от нижнего порожка до порожка n-го лада вычисляется по формуле : где n — номер лада, а d — мензура гитары.
Лад — деталь конструкции ряда струнных инструментов, представляющая собой выпуклую поперечную полоску на грифе и служащую для изменения тона звучащей струны. Название детали связано с понятием лада как важнейшей гармонической характеристики в музыке. У струнных инструментов лады делят гриф на отрезки, длины которых рассчитаны в соответствии с законами волновой акустики и теории музыки. Например, на таких инструментах, как мандолина или гитара, каждому ладу соответствует один полутон стандартной западной системы, где октава поделена на 12 полутонов.
На большинстве западных инструментов лады представляют собой металлические полоски, вставленные в гриф. На исторических инструментах и на некоторых неевропейских инструментах ладами служат кусочки струн, обмотанные вокруг грифа.
Иногда под ладом подразумевают пространство между двумя соседними полосками металла, поэтому говорят «прижать струну на пятом ладу», а не «прижать струну между четвертым и пятым ладами», подразумевая, что палец прижимает струну к поверхности грифа, а не к самой полоске.
Прижимая струну к ладу, мы сокращаем её длину, то есть повышаем её тон — звучит лишь отрезок струны от нижнего порожка до зажатого лада. Колебания струны не распространяются дальше этого лада. Это имеет большое значение для щипковых инструментов, где звук был бы тихим и быстро затухал бы, если бы струна с одного конца опиралась бы на мягкую подушечку пальца.
Другим преимуществом ладов является то, что они позволяют значительно легче достичь принятого стандарта звучания, так как позиции для нужных нот указаны ладами. Кроме того, играть аккорды гораздо легче на грифе с ладами, чем на грифе без оных.
Недостатком использования ладов является ограничение в диапазоне звука, который уже задан ладами. Некоторые вариации высоты вокруг фиксированного тона все же возможны. Струну можно оттянуть в сторону для увеличения высоты звука. Такую технику иногда применяют рок- и джаз-гитаристы, и она очень важна при игре на ситаре. На инструментах с более тонкими ладами высота звука может меняться в зависимости от давления пальца на струну за ладом. Однако такие приемы больше подходят для безладовых инструментов.
Отношение длин n-ого лада к n-1 всегда одинаковое и составляет , или 1,059463. Таким образом двенадцатый лад делит струну пополам. То есть струна, прижатая на двенадцатом ладу, звучит на октаву выше открытой.
Многие инструменты могут не иметь ладов. Например, бас-гитара, акустическая бас-гитара бывают без ладов. В этом они скорее напоминают контрабас, который не имеет ладов в принципе. Иногда можно даже встретить безладовую классическую гитару, но такие инструменты — редкость, и бывают только сделанные вручную.